[ Главная | Программы | Аккорды | Схемы | Статьи | Форум | Чат | Ссылки ]

СТАТЬИ

Частный урок с Алэном Кэроном Работа с динамикой

Каждое произведение Алэна Кэрона – мастера шестиструнной безладовой бас-гитары – имеет в себе и поразительную отточенную технику,и глубокую работу с мелодией и гармонией, и, наконец, великолепный контроль динамики и акцентов. Алэн свободно ориентируется на грифе, и это умение позволяет ему сочинять самые невероятные мелодии, которые мы можем слышать на его альбомах (последний «Call Me Al»), на концертах с гитаристом Майком Стерном, на семинарах и мастер-классах.

Чтобы достигнуть уровня Кэрона нужно пройти невероятно длинный путь, но представленные ниже упражнения значительно помогут вам в этом деле, тренируя вашу пальцевую технику, показав вам способы контроля за динамикой басовых линий и позволяя вам значительно повысить уровень своей навигации на грифе.

Ритмы правой руки

Когда Алэн преподает, он уделяет особенное внимание технике акцентов, превращая простую пальцевую чеканку в технику совершенного контроля за динамикой звука. Пример 1a назначен для разработки ритмичной игры правой руки. «Начинайте играть шестнадцатые медленно и считая про себя ритм: «раз-два-три-че», - объясняет Кэрон. «Это поможет вам научиться слушать себя во время игры, а также повысить вашу общую сконцентрированность. Когда вы добьетесь ровного по динамике и ритму звучания шестнадцатых, добавьте акценты на каждый четвертной удар (пример 1b), продолжая считать про себя ритм. Затем, переведите акцент на вторую ноту каждой четырехнотной секции шестнадцатых (пример 1c), а спустя некоторое время смените акцент со второй на третью ноту (пример 1d), а уже после передайте роль акцентной ноты четвертой шестнадцатой вместо третьей (пример 1e). Такие упражнения позволят вам значительно улучшить свою динамику исполнения. Эта идея является одним из основополагающих элементов игры Рокко Престиа из Tower Of Power – постоянные шестнадцатые с акцентами».

Теперь, попытаемся сложить все примеры в один – пример 1f, который показывает, как можно в одном такте применить акценты на каждую долю. Попробуйте поэкспериментировать с расстановкой акцентов в своих рифах. Для максимального эффекта, тренируйтесь с метрономом.

Примеры с 2a до 2d показывают, как похожая идея может быть применена к триолям. Начинайте играть медленно, без акцентов, добиваясь ровности звучания всех нот (пример 2a), затем начните играть с акцентом на первую ноту триольной секции (пример 2b), затем на вторую (пример 2c) и, наконец, на последнюю ноту секции (пример 2d).

«Если вы хотите сделать свои бибоповые линии выразительными и действительно свинговыми, вы должны научиться контролировать свои акценты», - говорит Алэн. «Эти триольные упражнения помогут вам найти новые идеи для придания большего свинга вашим линиям».

Пример 3 направлен на улучшения вашего контроля за ритмом. «Начинайте играть так - четыре шестнадцатых, затем одну пропускаем, и опять четыре шестнадцатых. В этом случае, вы будете раз за разом перемещать четырехнотный риф на одну шестнадцатую вперед». Считая про себя биты, вы добьетесь больших успехов в чувстве ритма.

Чтобы вам было удобно считать, на каждую шестнадцатую паузу говорите «чик»: раз-два-три-че, чик-раз-два-три, че-чик-раз-два, и так далее, в то же время отстукивая ногой каждую долю. Пример 4 показывает, как можно применить подобный ритмический ход в мелодии – в данном случае, в ми минорной пентатонике.

Ищем новые пути

Алэн утверждает, что бас-гитарист должен уделять изучению грифа все основное время занятий. Зная гриф, вы сможете уйти от стандартных паттернов, используя непопулярные позиции руки на грифе. Во-первых, разберитесь, какую гамму вы играете. Затем, назовите ноты, в той последовательности, в которой вы их играете: «си-3, до-4» и так далее. «Многие люди пытаются учить аппликатуры просто играя разные рифы, но такие музыканты не видят закономерностей и последовательностей, стоящих за каждым мелодическим рисунком» – говорит Кэрон. Пример 5 мажорной пентатоники адаптирован под пятиструнный бас и использование различных аппликатур. Сыграв одну секцию и дойдя до последней ноты, вы будете вынуждены возвратиться в новой позиции левой руки на три ноты назад, для игры следующей секции – эти различные аппликатуры позволят вам найти новые позиции для руки на грифе.

Обратите внимание и на постановку руки – старайтесь избежать каких-либо неудобств: «Важно правильно ставить кисть. Старайтесь сохранять позицию большого пальца в середине между указательным и мизинцем; пытайтесь образовать ими геометрически равносторонний треугольник. Это наиболее устойчивая позиция кисти на грифе. Не сгибайте кисть – она должна находиться как бы на одной прямой с рукой. Держите свой инструмент более вертикально и следите, чтобы ваши кисти были расслаблены. Если рука начинает болеть, остановите занятие». Алэн использует уникальную двухпозиционную конструкцию креплений ремня, которая позволяет постоянно держать гриф баса как можно более вертикально полу. «Одно крепление – стандартное, ремень крепиться к находящейся в типичной позиции рюмке на деке, затем проходит вокруг моего правого плеча и крепится к рюмке на верхнем роге бас-гитары. А второе крепление основывается на дополнительной рюмке, находящейся на полтора дюйма ниже стандартной дековой; ремень проходит вокруг моей талии к верхнему рогу. Это крепление позволяет держать бас в стабильном наклоненном положении, что очень удобно».

Работа с левой рукой

В то время как сильное звукоизвлечение правой руки является важной частью кэроновского стиля, он не забывает и о левой руке, уделяя внимание контролю за силой зажатия струн». Нет лучшего способа накачать левую руку, чем занятиями на бас-гитаре», - усмехается Кэрон. Пример 6 позволит увеличить силу и ритмичность левой руки, а также синхронизировать обе ваши руки. «Играя упражнение, высоко подымайте пальцы над грифом. С силой опускайте пальцы на грифовую накладку, и добивайтесь плотного зажатия струн. Движения должны быть похожи на хаммер – внезапные, быстрые и точные, так вы достигнете большего контроля за левой рукой. Особенно это упражнение полезно для игры на безладовой бас-гитаре, где звук полностью зависит от контакта струны с грифом».


Hosted by uCoz